Авраам и Сара
Великая трагедия первой праматери Сары — ее бесплодие. Когда ангелы сообщают 99-летнему Аврааму, что его 90-летняя жена скоро родит ребенка, Сара слышит это и смеется, говоря себе: «После того, как я состарилась, будет у меня молодость? Да и господин мой стар» (18:12). Ниже Б-г говорит Аврааму: «Отчего это смеялась Сара, сказав: „Неужели я действительно рожу, ведь я состарилась?"» Характерно, что Б-г передает лишь часть слов Сары, опустив замечание о том, что Авраам также слишком стар, чтобы иметь детей. Талмуд делает из этого многозначительного умолчания Б-га вывод — ради сохранения мира между людьми иногда допустимо говорить только часть правды (Йевамот, 65б).
В память о смехе Сары ее сын и получает имя Ицхак (Ицхак — «будет смеяться»).
Авраам и Сара были равноценными партнерами в деятельности, благодаря которой Божественное Присутствие становилось явленным людям. Но извне казалось, что вклад Авраама в эту деятельность был более значительным, ибо именно он шел к людям, и к нему обращались ищущие истину, он принимал странников, и он взывал к Богу. А Сара находилась в шатре, скрытая столь основательно, что даже ангелы вынуждены были спросить: "quote; Где Сара, жена твоя?"(Бытие 19:9).
Сокровенны и малозаметны для посторонних были дела Сары, но после ее смерти в доме Авраама произошли кардинальные изменения:" "Все то время, пока жива была Сара, вxод в ее шатер покрывало облако, а когда она yмерла, облако исчезло. Все то время, пока Сара была жива, двери дома Авраама были распаxнyты настежь, а когда она yмерла, двери перестали открываться" (Мидраш Берешит Раба). Смерть Сары сказалась не только на атмосфере дома, она тяжело отразилась и на состоянии самого Авраама: "Когда yмерла Сара, Авраам сразy состарился "(Мидраш Танxyма).