Исида и Осирис
Говорят, что было время, когда времени не было…
Говорят, что было время, когда боги правили людьми…
Говорят, что было время, когда люди не знали Любви и только горы и моря, ветер пустынь и Сфинкс помнят об этом…
Изо дня в день, из года в год, из века в век бог солнца Ра проплывает на своей ладье над землей Египта. И видел он время упадка и войн, когда люди были варварами и почти не отличались от животных. Они скитались раздробленными племенами по долинам и среди гор, охотились, сражались между собой, убивая и поедая друг друга. Жестокими были их обычаи, и желания их были желаниями животных, но не людей…
Но пришло время, и увидел Ра и расцвет земли Египетской, когда правили страной супруги Озирис и Изида: дети богов Геба (земля) и Нут (небо). И были у Озириса и Изиды брат и сестра: бог пустыни разрушитель Сет и Нефтида, его жена. Как братья и сестры были похожи они, как братья и сестры были разными они. Сет мечтал превратить весь мир в воюющую пустыню, но правил землей Египта Озирис, и мир и благоденствие пришли в каждый дом.
Озирис установил справедливые законы, стал истинным судьей для людей. Изида всегда была рядом, и для того, чтобы Озирис мог учить людей пахать землю, сеять зерно и собирать урожай, она уходила из дворца и собирала колосья дикорастущего ячменя и пшеницы, став для людей воплощением богини плодородия. Люди учились собирать фрукты, растить виноградную лозу, выпекать хлеб, добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Рука человека не поднималась на ближнего своего, а творила добро. Женщина, которая во времена войн и хаоса была или бессловесной рабыней мужа или кровавой жрицей, приносящей жертвы, стала хранительницей очага и любимой супругой. Так счастье и процветание пришли в Египет. И расцветали пустыни, и пели птицы, и видел это Ра.
Пришло время, и Озирис отправился путешествовать по всему миру, чтобы принести мудрость остальным людям. И добивался успеха он не силой оружия, а добрым словом, несущим силу новой жизни. Мир следовал за ним, и люди учились мудрости Озириса.
Изида же правила землей Египта до возвращения мужа, а Сет лелеял в своем сердце злобу и зависть, мечтая о войнах и разрушениях. Он хотел поднять восстание в царстве, но все его коварные замыслы были разрушены царицей.
Шло время, и когда Озирис вернулся домой, во всей земле воцарились радость и ликование: «Пир, пир, пир! Все на пир!». Сет пришел на него со своими сообщниками и богато украшенным сундуком. Сундук был сделан по мерке, тайно снятой с Озириса, и никто кроме Сета не знал об этом. Очень красив был сундук, и Сет объявил, что подарит его тому, кому придется он впору. Сердца людей были веселы от выпитого, и все по очереди «примеряли» сундук к себе. Дошла очередь до Озириса – лег и он на дно ящика. Тут же заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили сундук в воды Нила. Так веселье закончилось горем, и кровь пролилась вместо вина. Так закончились годы мудрого правления Озириса, и так тень Сета накрыла землю Египта.
И видел Ра, как печальная новость и безудержное горе пришли к Изиде. Как кричала и лила горькие слезы она, и горе ее не знало границ.… Как произнесла она клятву, как срезала прядь своих блестящих волос и отправилась странствовать по земле в поисках тела Озириса. И были жаркие дни и холодные ночи, и сухая трава резала ее ноги, ступавшие раньше лишь по дворцовым залам, и ветер сушил ее губы, шептавшие имя любимого…. И ветшала ее одежда, а она все шла и шла, решив не останавливаться и не отдыхать, пока не найдет того, кого ищет. Она расспрашивала каждого на своем пути, но раз за разом слышала: «не видел», «не знаю», «нет»… И лишь сила любви придавала ей силы, и лишь сила любви привела Изиду к месту, где куст вереска охватил корнями сундук, ставший саркофагом Озириса.
«Боги и люди перед лицом богов плачут по тебе вместе со мной!
Слушай! Я взываю к тебе и плачу так, что плач мой достигает небес –
Но ты не слышишь голоса моего. Слушай! Я сестра твоя, я люблю тебя.
Больше всего на земле –
И ты не любил никого так, как свою сестру!».
Такими пришли к нам сквозь века причитания Изиды, пытающейся оживить своего супруга. Плутарх же в трактате «Об Изиде и Озирисе» говорит, что Сет расправлялся с братом дважды: он разрубил его тело на 14 частей и бросил в Нил на съедение крокодилам. Рептилии, испугавшись гнева Изиды, не тронули тело Озириса, и лишь одна часть была проглочена нильской рыбой. Изида, собрав воедино (не найдя лишь одной части), погребла останки мужа. Но перед этим она извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала сына Гора.
И началась другая история: верная жена и любящая сестра стала матерью, а Озирис стал справедливым судьей и верховным правителем царства мертвых. И были годы опасностей и лишений в тростниковых зарослях Дельты, но та сила любви и мудрости, которая делала Изиду в прошлом верной и любящей супругой и настоящей правительницей Египта, помогла ей стать заботливой матерью и учителем Гору – будущему законному царю. Мало просто выжить и сохранить жизнь своему ребенку, надо пронести сквозь все испытания и лишения силу духа и глубину мудрости правителей Египта и передать это наследие своему сыну. Она спасала его от смерти, взывая к богам, когда в ее отсутствие ядовитая змея ужалила младенца, и он лежал бездыханный…. И боги, видя несчастье матери, помогли ей. Она воспитала своего сына храбрым, мудрым и сильным воином, который победит Сета, воином, чьим символом стал солнечный сокол, воином, под чьи знамена пришли люди сражаться за свое будущее без войн и разрухи. Сила ее любви спасала его в битвах и помогла попасть Гору на суд богов. Суд, где мать потребовала для законного сына Озириса царский престол. Она сделала все, чтобы царство справедливости и мира, царство Озириса, Изиды и Гора вернулось на земли Египта.