01:05 Близнецовые пламена - Шах Джахан и Мумтаз Махал | |
Во-первых, принцу Хурраму (настоящее имя Шаха Джахана) предназначалась в жены персидская принцесса, ну, а во-вторых, бракосочетания при дворе принято было совершать согласно астрологическому прогнозу, а благоприятная дата наступала лишь в 1612 году. Поскольку ислам разрешал многоженство, то препятствий к браку между Арджуманад и Хуррамам не было, оставалось лишь ждать. В течение целых пяти лет влюбленные не могли видеть друг друга, но юношеское чувство лишь крепло, в итоге свадьба состоялась. На бракосочетании отец жениха, император Джаханджир «переименовал» свою невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов, представительницы королевской семьи получали новое имя после своего замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось в последствие публично. Так «родилась» Мумтаз Махал (значение имени: «Украшение Дворца»). К слову, в 1612 году Хуррам еще не взошел на престол, коронация
случится гораздо позже, в 1628 году. Вообще-то принц имел мало шансов
перенять бразды правления у своего отца, потому что не был старшим
среди многочисленных отпрысков правителя Моголов Джаханжира. Однако
император всегда выделял Хурамма среди других детей и даже нарек его
Шахом Джаханом, что в переводе означало «Властитель Мира». Принц Хуррам
пользовался заслуженной любовью при дворе, ведь он был не только
образован и хорошо разбирался в искусстве, но и немало поспособствовал
укреплению империи, одерживая многочисленные победы в военных
кампаниях. Считается, что к трону Хуррама привела случайность. Однако историки предполагают, что коварный принц подстроил смерть своего старшего брата и смог взойти на престол, сменив на посту старого и больного Джаханжира. Все это время преданная супруга Мумтаз Махал была верной соратницей и компаньонкой мужа, сопровождала царевича в военных походах, помогала советом в государственных делах. Современники утверждают, что Шах Джахан не обращал никакого внимания на остальных жен и наложниц, пока его супруга была жива. Мумтаз не только была хорошей женой, но и стала матерью для 13 детей Джахана. Не смотря на частые роды и тяготы походной жизни, верная супруга была всегда рядом со своим властителем. Итак, лишь 1628 году Шах Джахан стал Императором огромного королевства. Историки отмечают, что его царствование принесло огромную пользу для государства. В этот период империя Моголов крепла и богатела, а основным принципом, характеризующим политику правления Джахана, стала фраза: «Если и есть рай на Земле, то он находится здесь». Однако древняя восточная поговорка гласит «Сладость
удовольствия не бывает без горечи….» Спустя три года, после восшествия
на престол Хуррам был вынужден отправиться в новый военный поход, на
этот раз путь лежал в Бурханпур для того, чтобы подавить восстание и
навести порядок во взбунтовавшейся провинции. Мумтаз Махал как обычно
решила последовать за мужем, не смотря на то, что находилась на сносях. Именно в Бурханпуре королева родила своего 14-ого ребенка, спустя несколько дней после родов ослабевшая женщина умерла. Причиной тому стала инфекция, с которой не смог справиться ослабевший от частых беременностей организм женщины. В то время Мумтаз было всего 36 лет. Придание гласит, что убитый горем Шах Джахан поклялся умирающей жене, что создаст для нее мавзолей невиданной красоты, который увековечит их любовь в веках. Правитель сдержал свое слово – после смерти жены единственной заботой и отрадой для него стало строительство усыпальницы. Первоначально могила Мумтаз находилась Бурханпуре, и лишь спустя какое-то время останки доставили в Агру и захоронили недалеко от быстрой реки Ямуна. На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около 22 лет. Возведение усыпальницы было завершено в 1648 году (хотя возможно, отделочные работы продолжались вплоть до 1652 года) и обошлось правителю в 32 миллиона рупий. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, главным архитектором Тадж-Махала был некто Устад-Иса, известнейший агрийский зодчий того времени. Кроме него, к строительству было привлечено множество мастеров из Дели, Лахоры, Мултана, а также из Багдада, Шираза и Бухары. В общей сложности над Тадж-Махалом трудились не менее двадцати тысяч человек. Существует мнение о том, что к строительству привлекались также архитекторы и художники из Италии и Франции, но в архитектуре Тадж-Махала наиболее четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Ирана и Средней Азии. Считается, что даже Шах-Джахан мог приложить руку к строительству усыпальницы, по крайней мере, сама идея, концепция здания точно принадлежит ему. Император обладал глубокими познаниями в искусстве и был хорошим художником к тому же, на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая любовь к Мумтаз. Шах Джахан воплотил в мавзолее свое видение мира, мира гармоничного, изящного и чистого. Тадж-Махал стал не только материальным воплощением любви, но и символом великой эпохи.
Как уже и говорилось выше, при создании Тадж-Махала использовался причудливый арабский стиль, в котором каждый элемент неповторим, и при этом превосходно вписывается в общую архитектурную композицию. Кроме того, все строения комплекса подчиняются строгой симметрии. Основной материал для строительства - белый мрамор, его доставляли на специальных повозках из месторождения, находящегося в 320 км. от Агры. Центральный купол мавзолея достигает 58 футов в диаметре, и
поднимается ввысь на 213 футов (74 метра). Его окружают четыре купола
меньших размеров, а чуть дальше высятся четыре изящных тонких минарета,
которые, словно часовые, охраняют покои Мумтаз от незваных гостей.
Примечательно, что башни возведены под углом, они немного отклонены
назад – это вовсе не огрех в проектировке, а продуманная деталь. Такое
положение минаретов спасло бы усыпальницу от разрушения при
землетрясении. Кстати, не чудо ли, что Тадж-Махал ни разу не был сильно
поврежден из-за сильных подземных толчков, столь частых в этой
сейсмически активной зоне? Мавзолей Тадж-Махал - это часть огромного комплекса, состоящего из главных ворот, ведущих в великолепный, искусно разбитый сад. Сюда же входит мечеть, гостевой дом (приемный зал) и еще несколько других роскошных зданий. Мечеть, выстроенная из красного песчаника, также привлекает внимание паломников и туристов. Особенно интересны красивые ворота, украшенные 22 куполами, символизирующими количество лет, затраченных на строительство Тадж–Махала. Тадж-Махал стоит в
самом конце этого комплекса, на берегу реки Ямуны. В настоящее время он
потерял часть былого великолепия - вандалы не пожалели и этого шедевра
архитектуры. Так, во время одного из набегов неприятеля были украдены
серебряные ворота, безвозвратно исчезло жемчужное покрывало, которым
убирали кенотаф Мумтаз, часть самоцветов была выдолблена из фасада
здания и внутренних стен … Однако Индийское правительство старается
поддерживать памятник в достойном состоянии. Так же этот объект занесен
в список культурно-исторических ценностей мира и охраняется ЮНЕСКО.
Интересно, что для реставрации стен до сих пор используют старинное
индийское косметическое средство, приготовленное на основе извести и
молока. Эту «маску» наносят на мраморные стены здания, что позволяет
отбелить их очистить от загрязнений. Таким образом, сад повторяет
причудливый стиль самого Тадж-Махала, где каждая деталь необычная и
гармонична, но при этом подчиняется общей симметрии. | |
|
Всего комментариев: 0 | |